Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

протяжные песни

Гуманитарный словарь

ПРОТЯ́ЖНЫЕ ПЕ́СНИ - (также проголосные, долгие, голосовые, продольные) - рус. нар. лирич. песни (преим. крест.) специфич. муз. и поэтич. формы. Со стороны собственно муз. они характеризуются широкой мелодичностью, интенсивным распевным началом, преобладанием певучих размеров и ритмов, неторопливостью и мерностью движения; мелодия в П. П. "прорастает" из одного ядра - попевки путем замедл. развития и варьирования. Муз. богатство П. П. по-настоящему раскрывается в "артельном" многоголосном исполнении (при участии запевалы, хора и подголосков и при свободном вступлении и выходе отд. голосов), создающем многообразие созвучий при движении параллельными интервалами разной степени. Музыка П. П. нашла широкое отражение в творчестве композиторов (оп. М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и А. Н. Бородина "Князь Игорь", симф. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Мелодич. структура П. П. определяет нек-рые поэтич. особенности текстов: принцип внутрислоговой мелодики (на основе одного слога строится целая муз. фраза; одна гласная растягивается на множество звуков) порождает в текстах обрывы слов, растягивание слогов, обилие повторов, "незначащих" вставок и восклицаний ("ой да", "ах", "эх!", "э...ой"). В словесных текстах П. П. преобладают грустно-элегич. настроения и мотивы, они сочетаются с выражением духовной мощи, крепости, бодрости. Муз. и поэтич. качества П. П. получают воплощение в текстах разной жанровой принадлежности и разнообразной тематики: в "удалых" или "разбойничьих" ("Вниз по матушке по Волге", "Не шуми, мати зеленая дубровушка"); в циклах о любви и связанных с нею переживаниях, разлуке, измене ("Не одна во поле дороженька", "Вы туманы мои, туманушки"); в семейных песнях с мотивами неудачливого, насильственного брака, разлада в семье, воспоминаний героя или героини о прежней любви ("Подуй, подуй, непогодушка", "Калинку с малиною вода поняла"); в цикле о судьбе одинокого "доброго молодца", воина, ямщика и т. д., умирающего вдали от дома ("Горы Воробьевские", "Уже ты степь Моздокская...").

П. П. справедливо считают одной из вершин рус. фольклор. культуры, выражением глубинных нац. духовных свойств народа.

Лит.: Рус. нар. протяжные песни: Антология / Вступ. ст., сост., примеч. и библиогр. И. И. Земцовского. М.; Л., 1966.

Полезные сервисы